Главное меню
Вход
Пользователь:

Пароль:



Зарегистрируйтесь!
Забыли пароль?
Поиск
Строка поиска:



Детальный поиск
Партнеры
Все партнеры...





На заметку
    Социальные сети
    Новости и статьи ALOM.ru
     


    Раздел СПИСАНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ
    Статьи, полезная информация о списании и утилизации устаревшей компьютерной техники, нормативные акты, законодательство, все что нужно знать о списании и утилизации компьютеров и устаревшей электронной техники.

     

      Новости проекта ALOM.ru (22)

    Ноутбуки и КПК (122)

    Ссылки, драйверы, support (6)

    Новости Hi-Tech (208)

    Списание и утилизация (6)

    Безопасность (65)

    Фото и Видеокамеры (8)

    Мобильные устройства (178)

    Настольные компьютеры (43)

    Принтеры (65)

    Сканеры и камеры (5)

       


    Списание и утилизация
      
    Написал: Т. Крутякова, АКДИ "Экономика и жизнь", 01/01/05 (11120 просмотров)
      

    Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа.



      
      

    Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется пунктами 94 – 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

    Для определения целесообразности дальнейшего использования объектов основных средств или их непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
    В компетенцию комиссии входит следующее:
    – осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
    – установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд);
    – выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
    – установление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка исходя из цен возможного использования;
    – контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса;
    – составление акта о списании основных средств (формы № ОС-4, ОС-4б), акта о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место).
    Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании основных средств (формы № ОС-4, ОС-4б) или актом о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.
    Детали, узлы и агрегаты демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.
    На основании оформленных актов о списании основных средств или о списании автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
    В бухгалтерском учете при списании объекта основных средств делаются следующие проводки:
    Д-т счета 01/“Выбытие основных средств” –
    К-т счета 01 – списана первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств;
    Д-т счета 02 – К-т счета 01/ “Выбытие основных средств” – списана сумма начисленной амортизации;
    Д-т счета 91 – К-т счета 01/ “Выбытие основных средств” – остаточная стоимость списываемого объекта основных средств включается в состав внереализационных расходов;
    Д-т счета 91 – К-т счета 23 (69, 70, другие счета) – затраты, связанные со списанием объекта основных средств, отражены в составе прочих внереализационных расходов;
    Д-т счета 10 – К-т счета 91 – приняты к учету материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств, в оценке по рыночной стоимости.
    Налог на добавленную стоимость
    При списании с баланса объектов основных средств до истечения срока их полезного использования налоговые органы на местах зачастую выдвигают требование о необходимости восстановления сумм “входного” НДС, которые ранее были в установленном порядке предъявлены к вычету, в части, приходящейся на остаточную стоимость списываемых объектов.
    Такая позиция изложена, в частности, в письме Управления МНС России по г. Москве от 2 ноября 2001 г. № 02-11/50849. При этом необходимость восстановления и уплаты налога обосновывается тем, что остаточная стоимость списываемых объектов на издержки производства и обращения не относится.
    По мнению автора, положения главы 21 НК РФ не обязывают налогоплательщиков производить восстановление суммы НДС в случае списания объектов основных средств до истечения срока их полезного использования.
    Во-первых, глава 21 НК РФ никак не увязывает возможность применения налоговых вычетов по НДС с необходимостью списания стоимости приобретенных основных средств на издержки производства и обращения. Согласно статьям 171 и 172 НК РФ суммы “входного” НДС, уплаченные при приобретении объектов основных средств, принимаются к вычету в полном объеме в момент принятия основных средств на учет при условии, что эти основные средства приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС.
    Во-вторых, случаи, когда налогоплательщику следует восстанавливать суммы “входного” НДС, которые ранее правомерно были приняты к вычету, указаны в п. 3 ст. 170 НК РФ. К таким случаям относится, например, освобождение налогоплательщика от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Списание основных средств до истечения срока их полезного использования к таким случаям не отнесено.
    В-третьих, начиная с 1 января 2002 г. главой 25 НК РФ предусмотрено включение остаточной стоимости списываемых основных средств в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли (подробнее см. ниже). Это лишает налоговые органы последнего аргумента в пользу необходимости восстановления суммы “входного” НДС, приходящегося на остаточную стоимость списываемого объекта основных средств.
    Таким образом, по нашему мнению, при списании объектов основных средств по причине их морального и (или) физического износа до истечения срока их полезного использования у организации не возникает обязанности восстановить и уплатить в бюджет сумму “входного” НДС, приходящуюся на остаточную стоимость списываемых объектов.
    Изложенная точка зрения подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2002 г. № А56-32943/01, ФАС Волго-Вятского округа от 15 мая 2002 г. № А29-9113/01А).
    Налоговый учет (налог на прибыль)
    В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, включаются следующие расходы:
    – расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
    – суммы недоначисленной в соответствии со сроком полезного использования амортизации по ликвидируемым объектам основных средств.
    Суммы недоначисленной амортизации принимаются для целей налогообложения по данным налогового учета.
    Обращаем внимание на то, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы на ликвидацию всех выводимых из эксплуатации основных средств независимо от того, являются они амортизируемыми или нет.
    При этом в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13 ст. 250 НК РФ).
    Отметим, что в главе 25 НК РФ нет указаний на то, в каком порядке следует оценивать для целей налогообложения стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств. В такой ситуации, по мнению автора, величину дохода для целей налогообложения нужно принимать исходя из данных бухгалтерского учета (в той оценке, которая произведена по правилам бухгалтерского учета).
    Учет постоянных и временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02
    При списании основного средства бухгалтеру прежде всего следует сравнить данные бухгалтерского и налогового учета о величине остаточной стоимости списываемого объекта.
    Если эти данные совпадают, то дополнительных расчетов делать не нужно, так как никаких разниц в этом случае не образуется. Данные бухгалтерского и налогового учета полностью совпадают.
    Если “бухгалтерская” остаточная стоимость списываемого объекта отличается от “налоговой”, бухгалтеру необходимо проанализировать причины, которые привели к этому различию. В зависимости от конкретной ситуации выявленная разница может быть квалифицирована как:
    – постоянная разница;
    – погашение вычитаемой временной разницы;
    – погашение налогооблагаемой временной разницы.
    Пример 1.72. В сентябре 2003 г. ликвидируется объект основных средств.
    Остаточная стоимость составила:
    – по данным налогового учета – 10 000 руб.;
    – по данным бухгалтерского учета – 12 000 руб.
    В результате величина расхода в бухгалтерском учете превышает величину расхода в налоговом учете на 2000 руб.
    Выявленная разница обусловлена следующими причинами.
    Ликвидированный объект был получен организацией от учредителя в качестве вклада в уставный капитал.
    Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете была сформирована исходя из денежной оценки вклада в соответствии с учредительными документами и составила 100 000 руб.
    Первоначальная стоимость в налоговом учете была сформирована на основании данных налогового учета передающей стороны об остаточной стоимости объекта и составила 80 000 руб.
    Разница в оценке основных средств в данном случае является источником возникновения постоянных разниц (подробнее см. с. 40).
    Поэтому разница, выявленная при списании объекта, в сумме 2000 руб. является постоянной. Этой разнице соответствует постоянное налоговое обязательство. При ставке налога на прибыль в размере 24% величина постоянного налогового обязательства составит 480 руб. (2000 руб. х 24%).
    В том отчетном периоде, в котором объект был ликвидирован, в бухгалтерском учете следует начислить постоянное налоговое обязательство:
    Д-т счета 99/“Постоянное налоговое обязательство” –
    К-т счета 68/“Налог на прибыль” – 480 руб.
    Пример 1.73. В сентябре 2003 г. ликвидируется объект основных средств.
    Остаточная стоимость составила:
    – по данным налогового учета – 12 000 руб.;
    – по данным бухгалтерского учета – 10 000 руб.
    В результате величина расхода в бухгалтерском учете превышает величину расхода в налоговом учете на 2000 руб.
    Выявленная разница обусловлена следующими причинами.
    Первоначальная стоимость объекта в бухгалтерском и налоговом учете одинакова. Сумма ежемесячной амортизации тоже одинакова – 1000 руб. в месяц.
    В период эксплуатации объект на два месяца передавался организацией в безвозмездное пользование физическому лицу. Поэтому в налоговом учете амортизация по объекту в течение 2 месяцев не начислялась (подробнее см. с. 102). В бухгалтерском учете в этот период начисление амортизации не приостанавливалось. Соответственно в течение 2 месяцев сумма амортизации в бухгалтерском учете превышала сумму амортизации в налоговом учете на 1000 руб. в месяц. При этом в бухгалтерском учете образовалась вычитаемая временная разница в сумме 2000 руб. и был начислен отложенный налоговый актив в сумме 480 руб. (2000 руб. х 24%).
    Таким образом, разница в сумме 2000 руб., выявленная при ликвидации объекта, уменьшает образовавшуюся ранее вычитаемую временную разницу. Поэтому в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, когда объект был списан с учета, необходимо отразить погашение соответствующего отложенного налогового актива:
    Д-т счета 68/“Налог на прибыль” – К-т счета 09 – 480 руб. – начисленный ранее отложенный налоговый актив погашен на величину, определенную исходя из суммы погашенной временной разницы (2000 руб.) и ставки налога на прибыль (24%).

    Материал взят из книги «Рациональные схемы бухгалтерского и налогового учета основных средств и нематериальных активов». Т. Крутякова
    Бухгалтерский учет


    Для повышения потенции принимайте erogan и будьте счастливы дорогие наши мужчины!

      
    Похожие новости
    Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств. - 01/01/2005
    Списание, утилизация и техническая экспертиза - это просто - 19/02/2006
    Компьютеры и офисную технику необходимо утилизировать, а зачем ? - 14/03/2006

      ALOM.ru Компьютерная техника, ноутбуки б/у. Продаём. Покупаем.     E-mail: info@alom.ru
    Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Яндекс.Метрика